Центры паломничеств
Паломничества

02 Февраля 10Варвара Вельская

Православные походы

Доводилось ли вам видеть, как на подмосковной платформе во всякое время года, в любую погоду высаживается из электрички группа людей с рюкзаками - иногда несколько человек, а иногда и пара сотен - и, предводительствуемая инструктором, идет в сторону леса (поля, речки, памятника архитектуры и т.д.)? Это участники походов выходного дня из Московского городского центрального туристического клуба, который в этом году отмечает свое 60-летие. (Хотя, строго говоря, первые походы-экскурсии выходного дня были проведены еще в 1922 году Обществом изучения русской усадьбы, но все прекратилось в 1927 году, после гибели основателя общества, молодого, но очень известного искусствоведа В.В. Згуры.) Интересна история турклуба, в нем работают замечательные люди. Походы проводятся на любой вкус и уровень подготовки: пешие и лыжные, горные и водные, одно- и многодневные, дальние и в пределах Москвы. Среди них есть спортивные, по сильно пересеченной местности, в быстром темпе, многокилометровые, в том числе сверхмарафонские. Есть прогулочные, когда группа углубляется на несколько километров в лес и сидит целый день у костра, готовя обед, распевая песни и играя, допустим, в волейбол. Есть экскурсионные, с посещением музеев, усадеб, красивых природных уголков и прочих интересных мест. Но нашему читателю интереснее всего, вероятно, походы по святым местам и вообще православные походы.

Я начала ходить в походы лет двенадцать назад, когда уже ушли в прошлое маршруты «по ленинским местам» и в этом роде и все чаще в программу стало включаться посещение храмов. Правда, вначале их рассматривали в основном только как памятники архитектуры. Есть в клубе такой замечательный руководитель, заслуженный путешественник России Н.В. Згура (племянник В. Згуры - основателя ОИРУ). Его вклад в походы выходного дня неоценим: тут и его тематические походы на литературные, исторические, военные темы, и созданная им «наука ходить», согласно которой практически любой человек может преодолевать 50 и более километров в день с пользой для здоровья и удовольствием, и многое другое. Но это уже тема другого разговора.

Для нас сейчас интересно, что много лет с перерывами он проводит цикл походов «Дорога к храму», где делает упор на примечательные, но малоизвестные или отдаленные храмы Подмосковья. Так, побывали мы с ним в Куровском монастыре; ходили по реке Дубне, где осматривали церкви в Старикове и Зятькове, а также самый большой в Подмосковье деревянный Георгиевский храм в Веретьеве; видели и две древнейшие в Московской области деревянные церкви XVII века - в Васильевском и Манихине, - да много где еще были, и еще больше мест, которые собираемся посетить. В первых походах этого цикла Згура давал храмам только архитектурную оценку: построен тогда-то, в таком-то стиле, тип храма, членение по горизонтали, вертикали, конструктивные, декоративные элементы... Но со временем начал говорить о храме как о Доме Божием, рассказывать о святом или празднике, которому он посвящен; а в прошлом году провел несколько походов памяти св. Елизаветы Федоровны.

Некоторые руководители утверждают, что к религии равнодушны. Так, любитель весьма сложных и экстремальных маршрутов Н.В. Глубоков говорит, что посещает храмы только потому, что их исстари строили на самых красивых местах. Однако то, с какой любовью он зарисовывает (не фотографирует!) храмы на пути нашего следования, о чем-то да говорит. К тому же в его походах случаются интересные истории, в которых явно не обошлось без Божьего промысла.
Однажды привел он группу осматривать монастырь Отрада и Утешение в Добрынихе. А осмотреть его оказалось не так просто, поскольку на его территории располагается знаменитая психбольница. Но Глубоков не спешил сдаваться.

- Мы посетители, - сообщил он охраннику.
- В палату номер шесть, - добавил турист-юморист Сережа.

Представляете себе делегацию с рюкзаками, из которых торчат котелки и топоры, в пропитанных дымом и влагой куртках, выглядящую так, как и должны выглядеть люди, три часа перед этим форсировавшие изрядно заснеженное поле, - и вот они, видите ли, посетители больницы. Поэтому охранник был непреклонен:

- Я не могу впустить кого попало. Сначала я должен вас всех переписать...
- И распределить по палатам, - снова подсказал Сережа.

Назревал конфликт. Возможно, в итоге нам пришлось бы и впрямь провести остаток дней на данном охраняемом спецобъекте, но тут появился батюшка:

- О, туристы! Обителью нашей интересуетесь? Ну проходите, сейчас я вам все расскажу и покажу.

И отец Антоний действительно добрых два часа водил нас по монастырским храмам и знакомил нас со всем: от истории монастыря и его святынь до плотницких инструментов, которыми ведется реставрация.

Там было и впрямь очень здорово, фасад храма, хоть и весь в лесах, украшен мозаикой, подобной какой я никогда не видела. Одно плохо: одеты мы были с расчетом основательно попрыгать по сугробам, поэтому, неспешно прохаживаясь по монастырскому двору, начали изрядно мерзнуть.

- Эх, сейчас бы грамм сто, а лучше триста! - размечтался Сережа.
- Идемте, я вам налью, - предложил отец Антоний.
- У нас в клубе сухой закон, - объяснил Глубоков.
- Тогда чаю и красного, - нашел батюшка компромиссный вариант.

И мы еще около часа пили чай с массандрой и белой булкой и слушали рассказ отца Антония о том, что он тоже турист - недавно вернулся из паломничества на Афон.

А в другом походе получилось еще интереснее. Мы должны были осматривать храмы в Черкизове, что под Коломной, для чего надо было переходить через Москву-реку, а понтонный мост накануне снесло. Сошлись на том, что пойдем до Коломны другим берегом, а на храмы посмотрим через реку. Стоим мы так по колено в сугробе - тоскливо, храм в тумане виден плохо.

- А что за храм? - спрашиваю я.
- Николая Чудотворца.
- Так ведь он же знает, - говорю я в шутку, - что мы к нему в гости пришли. Мог бы нас как-нибудь переправить, тем более что опыт спасения на водах он имеет.

В ту же секунду (!) со стороны бывшего моста раздаются крики:

- Скорее сюда! Катер идет!

И действительно - приплыла какая-то утлая посудина (вероятно, катерок, толкающий понтон) и перевезла несколькими партиями нас и других желающих.
Мы потом настоятелю храма про это рассказали. Видно было, как он обрадовался.

Есть в турклубе и руководитель, чьи походы имеют сугубо православную специфику.

Листаю старые планы походов (книжечки, где печатается расписание походов на месяц). "Зима в старообрядческой Гуслице", "Во владимирский Версаль", "Ночь на приокских дюнах", "Сказ о дулевском фарфоре", "Заокскими проселками в древность", "В край голубого песка", "По земле воротынских князей. Памятники истории и зодчества", "Приокские села: храмы и усадьбы над заповедным лесом"... От одних названий дух захватывает. Все эти маршруты разработал и провел Сергей Владимирович Довженко.

Н.В. Згура ведет особую статистику: сколько какой руководитель провел уникальных маршрутов. Лидер здесь, безусловно, Довженко. Ну кому еще может прийти в голову добираться три с половиной часа до станции Узуново, потом еще отъехать в сторону от магистральных путей по боковой рязанской ветке, выйти берегом Осетра на Серебряные Пруды, подробно осмотреть город с его полуразрушенными храмами и музеем, а потом, выйдя к одноколейке, объявить, что не желающие возвращаться в Москву могут поехать с ним в другую сторону, в Михайлов, чтобы переночевать на вокзале, а наутро ознакомиться с достопримечательностями этого уездного городка и продолжить маршрут? Или зимой отправиться в город Ясногорск Тульской области, побродить по его окрестностям и краеведческому музею, а потом проехать больше часа в переполненном автобусе (где, за неимением другого времени, устраивается обеденный привал) и провести, по сути, второй поход за день, уже ближе к Московской области? А вот еще был такой маршрут, "Рязань Бухвостова": поездом до Рязани - экскурсия по бухвостовским храмам Рязани - автобусом до Солотчи - экскурсия по Солотче с посещением монастырей и музея рязанского художника Пожалостина - небольшой поход по пойменным озерам - автобусом до Рязани - продолжение экскурсии по Рязани - электричкой до Москвы. Напоминаю, что во всех этих случаях речь идет об однодневных походах.

Но больше всего мы любили его несколькидневные походы-экскурсии. Для их организации Довженко выбирал в одной из соседних областей место, которое хочет посмотреть, сидел в архивах, библиотеках, изучая его историю и достопримечательности, потом ехал в разведку, где узнавал насчет ночлега, работы музеев, транспортного сообщения и т.д., договаривался с местными краеведами, разрабатывал даже такие мелочи, как меню обедов и ужинов с прилагающимся списком потребных продуктов и цен на них, а затем объявлял запись в этот поход. Как правило, брал он всех желающих, но сначала надо было пройти инструктаж, где подробно рассказывалось о маршруте, давались указания, что надо взять с собой, а потом группа делилась на несколько подгрупп, и каждая из них вытягивала конверт с заданием, например: "В первый день похода приготовить праздничный ужин (рецепт прилагается)".
Или была у Довженко еще одна традиция - встреча Рождества в лесу. Однажды, например, встречали недалеко от Боровска. Накануне, в предварительном походе, помимо экскурсии по городу, мы подготовили место привала, нарубили кучу дров, а Довженко дал всем задания: что принести из угощения, елочных игрушек, пиротехники, и каждый должен был подготовить концертный номер. 6 января заехали в Боровск где-то к середине дня и пошли в поход по окрестностям. К вечеру зашли на службу в Пафнутьев монастырь и еще в одну маленькую церковку неподалеку, а потом отправились в лес - праздновать. Кто-то засек время: мы сидели у костра восемь с половиной часов, пролетевшие как одна минута. Состоялся концерт: кто стихи читал, кто песни пел, поставили даже небольшую рождественскую пьесу. Потом были игры: группировались, например, по двое-трое, вытягивали бумажку с пословицей или цитатой из Библии и разыгрывали на ее тему пантомиму, а остальные угадывали. В завершение провели плебисцит по выбору самых талантливых участников действа, и Довженко наградил их открытками и шоколадными дедами-морозами.

Потом так получилось, что продолжительное время я с Сергеем в походы не ходила, и мне со всех сторон сообщали, что все вышеописанное безвозвратно ушло в прошлое.

Туристы говорили о его походах разные вещи, в том числе не самые приятные: дескать, он стал чересчур набожен, не допускает до похода женщин в брюках, на привале загоняет всех чуть ли не палкой на молитву, трапезу допускает только общую, на которой запрещает есть в пост скоромную пищу, не берет в следующий поход тех, кто воздержался от посещения храма... Я против насаждения христианства палкой, тем не менее решила посмотреть, насколько все это соответствует истине.

Сразу отмечу, что Сергей не выказал никакого недовольства по поводу того, что я была не в юбке (как и большинство туристок). Палка же действительно торчала из его рюкзака - это был жезл гаишника. Дело в том, что однажды в его походе туристка попала под машину. На мой взгляд, вина за это лежит поровну на водителе, руководителе похода и самой туристке, но Сергей посчитал во всем виноватым себя, сделал выводы и с этих пор переходит даже самую узкую дорожку сверхаккуратно, останавливая движение упомянутым жезлом.

Еще в электричке Сергей подошел ко мне, поприветствовал, спросил, не желаю ли я, чтобы мое имя было вписано в синодик и в каждом походе упоминалось на общей молитве. Вписал туда также мою подругу и ее старую маму. Кстати, в прежние времена походы начинались очень рано, а теперь время сбора группы сдвинулось часов на девять. Оказалось, перед началом похода Довженко приглашает желающих помолиться на литургии в одном из храмов на пути к началу основного маршрута.

Цикл походов назывался «Тропами писателей-миротворцев» - о творчестве православных писателей. Если многие руководители экскурсионных походов в своих изысканиях изучают творчество того или иного писателя или художника «вширь» - выискивают новые произведения, раскапывают неизвестные факты из жизни (так, к примеру, Згура занимается Пушкиным - да и не только им), то Довженко разрабатывает тему «вглубь» - ищет новые оттенки смыслов, проводит неочевидные параллели...

Этот поход был посвящен Пришвину, что несколько меня удивило. Православные писатели в моем представлении - это Фудель, Шмелев, Зайцев, ну, Достоевский, может быть... Пришвина больше принято воспринимать как «певца природы». Оказалось, что это, конечно, так, но не только... Но обо всем по порядку.

Приехали мы в Бронницы, в окрестностях которых жил когда-то Пришвин. Сначала желающим было предложено зайти на службу в Архангельский собор (нежелающие могли погулять по берегу Москвы-реки). Потом полями, перелесками, деревеньками пошли по маршруту, искупались по пути в речке Нищенке и прибыли в березовую рощицу на место привала. На дерево повесили походный иконостас. Прочли несколько молитв (Сергею помогали певчие из актива группы). Потом был прочитан небольшой отрывок из Евангелия (как мне объяснили, теперь в наших походах такая традиция), и наконец Довженко приступил непосредственно к беседе о детских годах Пришвина, озаглавленной «Я рожден без улыбки и потом постепенно ее наживал». Думаю, не вполне уместно здесь подробно останавливаться на ее содержании. Кто заинтересуется, пусть обратится к книгам Довженко о Пришвине, например «Счастье никак не связано с удачей» или «Собор живых».

Собственно, от себя Сергей мало что говорил, в основном просто зачитывал отрывки из начала «Кащеевой цепи», подчеркивая интонацией важные моменты и иногда приводя соответствующие цитаты из других произведений светской и духовной литературы, - но как-то сразу стало ясно, что духовное наследие Пришвина интересно, многогранно и требует серьезного изучения.

Завершился привал общей трапезой, и, хотя дело было Петровым постом, руководитель особо подчеркнул: пусть каждый ест то, что считает нужным, и просьба никого за вкушение скоромного не порицать, так же как своего угощения никому не навязывать.

Прочли еще одну короткую молитву и, тщательно убрав место привала, двинулись дальше. Вскоре пришли в деревню, где Довженко показал нам некий дом, в котором, по его сведениям, и бывал когда-то Пришвин. Мы стали его осматривать и фотографировать, но тут из-за забора выглянула пожилая соседка: «Вы пришвинский дом ищете? Так это не тот. Пойдемте, я покажу вам, где он жил». Отвела нас на соседнюю улицу, показала дом, ничем не примечательный, без всяких опознавательных знаков, не знаешь - ни за что не догадаешься. Рассказала, что сама Пришвина видела и даже как-то с ним парой слов перекинулась. У Довженко вообще в последнее время в походах стало много незапланированных интересных встреч, неожиданных находок.

А под конец похода, далеко-далеко видный среди полей, нас приветствовал купол Смоленской церкви в селе Кривцы.

Это короткий рассказ только об одном походе одного из православных циклов Довженко. А ведь еще были «Строитель Святой Руси» - о Сергии Радонежском, «Здесь столько лир повешено на ветки» - о православных мотивах в творчестве поэтов Серебряного века, «У времени в плену» - к юбилею Пастернака, «Истинное удивление мысли о Боге» - по местам жизни С.И. Фуделя. Сейчас, например, проводится цикл походов «Рая земное отражение» - тема семьи у православных писателей и богословов. И есть также многодневные походы, с посещением храмов, монастырей и прочих святых мест, а по возможности и если останется время - и светских достопримечательностей; с участием в крестных ходах, службах, исповедью, причастием, с обстоятельными беседами на привалах и вечерними самодеятельными концертами.

Впрочем, всего не расскажешь, как невозможно здесь упомянуть всех руководителей турклуба, которые проводят походы, так или иначе связанные со святыми местами, помогают в реставрации церквей, собирают материалы о храмах, иногда делая при этом научные открытия... Я только одно еще хочу сказать. Мы все помним о десятине. Но ограничиваться бросанием копеечки в церковную кружку - это, ну, слишком примитивно, что ли. Мне ближе позиция, когда человек 90 процентов своего полезного времени, сил, труда тратит на работу ради себя и своих близких, а 10 процентов - трудится ради какого-нибудь благого дела. Так вот, большинство наших походов бесплатны - и в том смысле, что туристы оплачивают только проезд и, если таковое предусмотрено, посещение музеев; и для инструкторов, которые по многу часов просиживают в архивах и библиотеках, ездят на разведки, договариваются с принимающей стороной - и не получают за свой труд ни копейки. Хотя, наверное, то, что они делают, - само по себе для них награда.

Некоторые из фотографий, выполненные во время походов

Мы осматриваем Троицкий собор в Александровой слободе.

Мы осматриваем Троицкий собор в Александровой слободе.

Мы у Никольского собора Волоколамского кремля. Смотрите, как нас много!

Мы у Никольского собора Волоколамского кремля. Смотрите, как нас много!

Руководитель Н.В. Згура читает лекцию на привале.

Руководитель Н.В. Згура читает лекцию на привале.

Походы проводятся круглый год и в любую погоду. Несмотря на мороз, мы идем в Покровско-Васильевский монастырь Павловского Посада.

Походы проводятся круглый год и в любую погоду. Несмотря на мороз, мы идем в Покровско-Васильевский монастырь Павловского Посада.

А это святой источник на р. Сетунь близ пл. Мичуринец.

А это святой источник на р. Сетунь близ пл. Мичуринец.

Группа посещает святой источник у пл. 55 км.

Группа посещает святой источник у пл. 55 км.

Места:
Собор Божией Матери "Отрада и Утешение" в с. Добрыниха
Церковь Николая Чудотворца на погосте Старки в с. Черкизово
Покровско-Васильевский монастырь в г. Павловский Посад
Никольский собор в г. Волоколамск
Троицкий собор в г. Александров
Пафнутьево-Боровский монастырь


Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.


Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии